История дизайна логотипов

То, что мы называем дизайном логотипа — простые, но запоминающиеся образы, представляющие различные бренды, часто считается современным изобретением. Но люди подписывались и проявляли себя с помощью эмблем и вензелей в течении сотен, даже тысяч лет. Фактически, большая часть символизма в дизайне на протяжении всей известной нам истории связана с визуальной репрезентацией личности.
Сегодняшние организации, тщательно разрабатывая логотипы для саморепрезентации, следуют давней традиции, которая восходит к королевским семейным гербам, иероглифам и древней религиозной символике. Наш схематичный обзор истории дизайна логотипа выявить эти связи и поможет любому, кто хочет создать логотип, сделать его более мощным и эффективным.

Между 70 000 г. до н.э. и 7000 г. до н.э. первобытные народы во всем мире заложили основы графического искусства, нарисовав животных в пещерах. Около 8000 г. до н.э. люди в Ассирии, Египте, Карфагене, Персии, СМИ и Шумере создали керамику, которая передавала эстетическую, этическую, культурную, общественно-политическую и религиозную информацию.
Даже на этих далеких, примитивных этапах истории люди и культуры выражали себя и свои идеи символами и иллюстрациями. Нигде это не было настолько наглядно, как в Древнем Египте, начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры. Египтяне не только создали иероглифы как формальную систему письма, где изображения представляли слова или звуки — они также были талантливыми художниками. Их картины и скульптуры включали особые символические образы и цвета, которые имели определенные значения.

Древние основы символизма в графике

Между 70 000 г. до н.э. и 7000 г. до н.э. первобытные народы во всем мире заложили основы графического искусства, нарисовав животных в пещерах. Около 8000 г. до н.э. люди в Ассирии, Египте, Карфагене, Персии, СМИ и Шумере создали керамику, которая передавала эстетическую, этическую, культурную, общественно-политическую и религиозную информацию.
Даже на этих далеких, примитивных этапах истории люди и культуры выражали себя и свои идеи символами и иллюстрациями. Нигде это не было настолько наглядно, как в Древнем Египте, начиная с четвертого тысячелетия до нашей эры. Египтяне не только создали иероглифы как формальную систему письма, где изображения представляли слова или звуки — они также были талантливыми художниками. Их картины и скульптуры включали особые символические образы и цвета, которые имели определенные значения.

Между 2125 и 1991 гг. до н. э. в египетских узорах появились сетки. Этот этап стал важной вехой в истории дизайна логотипа, так как ознаменовал, что художники соблюдали пропорции и точность, и идентично воспроизводили один и тот же дизайн.
Нельзя сказать, что у египтян была монополия на использование символов. В течение того же времени основы каллиграфии в виде персонажей развивались в Китае. Наделение каждого слова или идеи своим собственным символом заложило фундамент для развития более поздних языков, даже куда менее визуальных (как, например, английский).

Наследие логотипа в темные времена

Перенесемся немного впереди, взглянем на средневековую Европу, и мы увидим два разных визуальных языка: геральдические гербы и символические вензеля.
Геральдика — это система присвоения элементам дизайна социального смысла и статуса. Определенный набор цветов и форм представлял определенную благородную семью. Этот набор изображений был объединен, чтобы создать уникальный герб. Звучит знакомо?
Хотя первоначальная цель была немного иной — определение дружественной армии против армии противника во время войны — результат был таким же. Элементы дизайна приобрели смысл и помогли людям определить их любимые «бренды».
Помимо аристократов, большая часть населения была неграмотной. В период Высокого Средневековья (900-1300 гг.) население начало расти, все больше и больше людей переезжали в города. Общество отошло от монолитного аграрного образа жизни к более специфичной и дифференцированной торговле. Это означало больше платных услуг, поскольку люди не могли сделать все необходимое для себя сами. Магазины начали вешать знаки, чтобы дать понять, какие товары или услуги они предлагают — вспомните о полосатых парижских столбах и крестах, представляющих аптеки.

В 1389 году король Ричард II из Англии принял закон, обязующий пивоварни вешать знаки, обозначающие их деятельность (под угрозой конфискации их эля). (Это была практически мера безопасности, поскольку питьевая вода не всегда была качественной в то время.) Это привело к тому, что компании персонализировались, добавив геральдические изображения в свои знаки. Один паб стал «Зеленым драконом», другой — «Двумя петухами». И эти образы превратились в имена, позволяющие покровителям стать постоянными клиентами своих любимых пивоваров.
Хотя сами изображения не были такими специфичными, как современные логотипы (например, зеленый дракон был зеленым драконом, даже если он не повторялся идентично каждый раз), вы можете видеть, как развивается история …
Бумажные и текстильные технологии дают новый толчок развитию логотипов
К 105 году в Китае началось производство бумаги. Оно распространилось на Японию примерно к 610 году нашей эры. Но только в 1276 году такая бумага была впервые сделана в Италии после того, как арабские торговцы привезли ее в Европу. А в Англии она была выпущена впервые примерно в 1495 году.

Иоганн Гутенберг изобрел печатную машину в 1440 году, что привело к развитию производства печатных материалов, положив начало использованию современного дизайна логотипа в качестве фирменного знака определенных авторов и издателей.
К концу 15 века разные издатели использовали логотипы для идентификации своих произведений.

С развитием печати появилось больше печатных работ. В середине 1600-х годов мы увидели первую печатную газету с регулярным тиражом. Это быстро стало популярным. И вы знаете, на чем зарабатывают газеты? На объявлениях. Печать дала бизнесу новые возможности отделять себя от конкурентов; они хотели не платить за рекламу какого-нибудь старого сапожника, а рекламировать собственную обувную мастерскую.
Индустриализация + реклама = начало брендинга
Когда мы думаем о промышленной революции, первое, что приходит в голову большинству из нас — паровые машины, огромные фабрики и хлопковые джинсы. Но это были не единственные технология, которые эволюционировали в девятнадцатом веке.

В течение 1800-х годов массовое производство печатных материалов было дополнено изменениями в структуре печатного станка и его новой паровой конструкции. Хромолитография, которая впервые позволила цветной печати стать массовым производством, пришла в США в 1840 году, и яркие печатные ярлыки, реклама и листовки стали обычным делом.
Также промышленная революция создала средний класс. Впервые люди, которые не были в высших эшелонах общества, могли распоряжаться собственным доходом. Это привело к появлению розничных и городских центров. Естественно, по мере развития бизнеса и роста развивался и брендинг.

Фрэнк Мейсон Робинсон разработал логотип Coca-Cola в 1885 году, став пионером современной эры дизайна логотипа. Так же, как жаждущие пассажиры сегодня ищут логотип Starbucks, на рубеже веков люди, идущие на работу или с работы, или просто гуляющие по городу, могли увидеть логотип Coca-Cola и остановиться, чтобы пропустить стаканчик. Логотип Coca-Cola остается одним из самых известных брендов в мире.

Между 1910 и 1913 годами коммерческие логотипы стали обычным явлением в США и Европе. В 1914 году логотипы были сосредоточены вокруг коммерческого рынка, когда Пьер де Кубертен разработал Олимпийский флаг. Это стало возвращением к корням логотипа, который проник во все формы торговли, но вернулся к идентификации родословных и культурной коммуникации. Он заставил нас вспомнить, что логотипы — это не просто коммерческие марки, что они имеют более глубокое культурное значение. Для нового поколения потребителей это, возможно, стало первым опытом восприятия логотипа в этом ключе.

Начало эры творческого, продуманного дизайна логотипа

В 1956 году Пол Рэнд разработал знаменитый пиктографический логотип IBM с человеческим глазом и пчелой. Большинство историков считают это поворотным моментом в истории дизайна логотипа.
Шла ли речь об одном знаковом логотипе или о крупном бренде, 1950-е годы ознаменовали изменение восприятие логотипов. Так как компании поняли, насколько сильным месседжем могут быть символы, люди начали отходить от привычного создания утилитарных логотипов для идентификации и начали задумываться о целенаправленном брендинге своего бизнеса.
В начале 1960-х годов мыслители в области лондонского графического дизайна и арт-директора, поймав волну продуманного дизайна логотипа, решили сотрудничать, чтобы в целом улучшить всю область дизайна. В 1962 году они основали D & AD, Design and Art Direction. Организация заявила о своем намерении продвигать передовой опыт в области рекламы и дизайна. Между 1962 и 1964 годами Чарльз Ксури и А. Майкл Нолл положили начало первым компьютерным технологиям, сигнализируя о предстоящих изменениях в дизайне логотипа.

1977 год стал знаковым для дизайна логотипа, так как Милтон Глейзер разработал классическую пиктограмму I –сердце- NY для маркетинговой кампании для Департамента торговли штата Нью-Йорк.

В этом же году Национальная администрация безопасности дорожного движения США (NHTSA) разработала и зарегистрировала логотип «Звезда жизни», шестиконечную голубую звезду с наложенным на нее жезлом Асклепия. (Теперь это логотип, который вы видите на каждой машине скорой помощи или другом медицинском транспорте).

Во второй половине ХХ века логотип стал неотъемлемой частью бизнеса. Если вы хотите, чтобы клиенты запомнили вас, у вас должен был быть логотип и он должен быть уникальным, простым и запоминающимся.

Цифровая эра приносит стилизацию и адаптивность

В 1970-х годах были разработаны технологии создания компьютерных изображений (CGI) и компьютерного рисования (CAD). В 1990-х годах мы стали свидетелями популяризации персонального компьютера. А в начале 2000-х годов Adobe разработали InDesign и Photoshop, в результате чего в массы были внедрены сложные инструменты цифрового графического дизайна.

Общество начало меняться с началом цифровой эры, люди стали потреблять все больше и больше информации с экранов. Дизайнеры и бренды стали подходить творчески к своим логотипам. Например, в 1980-х годах появился MTV со своим основным логотипом, постоянно видоизменяя его впоследствии. Этот динамизм определил бренд. Поскольку логотип был анимированным, взрывался, рушился и постоянно менялся, он укреплял альтернативный, острый месседж бренда MTV. До цифровых экранов все это было бы невозможно.

На заре Интернета дизайнеры пытались помочь людям адаптироваться к новой технологии, сделав объекты на экране похожими на объекты за пределами экрана. Этот стиль известен как скевоморфизм. Он проявлялся в градиентах, тенях и имитации древесных и металлических текстур для придания глубины.

В начале 2000-х годов благодаря Web 2.0 произошли очередные изменения. Хотя они в целом относится к разработке сайтов и использованию технологий, это относится и к визуальным трансформациям. Логотип Web 2.0 проник всюду: округлые буквы, яркие цвета и несколько градиентов (обычно с четко обозначенной линией посередине).

По мере того, как мир стал более комфортным с цифровыми технологиями, больше не нужно было имитировать 3D-пространство в 2D-мире. Так появился плоский дизайн.

Минимализм и плоскостный дизайн, на первый взгляд могут показаться шагом назад в дизайне. Элементы этих стилей убрали такие стилистические детали, как тени, текстуры и градиенты, которые как будто отделяли текст и другую графику от экрана компьютера или печатной страницы. Но минимализм и плоскостный дизайн помогли достичь более четкого, чистого, более современного подхода и минимизировать рассеивание внимания читателя.

Наступила эра плоскостного дизайна.
2010-е научили нас, что бренды должны использовать адаптивность в своих логотипах. Прошли те времена, когда одна версия логотипа жила 20-30 лет. Даже крупные бренды приняли тот факт, что для того, чтобы оставаться на плаву, им необходимо регулярно обновлять свои логотипы.
Обратите внимание, что это означает не полную смену всего, а внесение тонких стилистических изменений в логотип, чтобы сохранить его актуальность.
Взглянуть на долгий тернистый путь дизайна логотипа интересно и полезно, потому что это позволяет нам увидеть, что сформировало современные дизайнерские идеи; какими бы органичными они ни казались нам, они несут в себе отпечаток нашей культуры и прошлого.

Одна из самых интересных вещей в истории дизайна логотипа заключается в том, что, несмотря на его глубокие корни и обширную хронологию, так много остается открытым для интерпретации и продолжает разворачиваться на наших глазах. Наша способность самовыражаться и символы, имеющие для нас значение, порождают многочисленные новые отголоски нашей увлекательной общей культуры и истории, когда мы создаем новые символы и знаки.

Интересные статьи